Стапель

Постройка (сборка) судна на стапеле начинается с его закладки. Как правило, сборку судна на стапеле осуществляют из готовых блоков и секций, изготовленных в специализированных цехах (возможность изготовления блоков и секций «под крышей» позволяет повысить качество их сборки и сократить время изготовления). Одновременно со сборкой корпуса его насыщают крупногабаритным оборудованием. Процесс постройки судна на стапеле завершается его спуском.

Ста́пель (нидерл. stapel) или эллинг — сооружение для постройки или ремонта торгового судна или военного корабля и его спуска на воду.

62ea9cafcbb6b_photo_2022-08-03_17-59-04.jpg

Постройка (сборка) судна на стапеле начинается с его закладки. Как правило, сборку судна на стапеле осуществляют из готовых блоков и секций, изготовленных в специализированных цехах (возможность изготовления блоков и секций «под крышей» позволяет повысить качество их сборки и сократить время изготовления). Одновременно со сборкой корпуса его насыщают крупногабаритным оборудованием. Процесс постройки судна на стапеле завершается его спуском.

62ea9cafbe717_photo_2022-08-03_17-59-28.jpg62ea9cafba2f4_photo_2022-08-03_17-59-14.jpg

Итак, стапель по определению — это построечно-спусковое сооружение, представляющее собой наклонную плоскость, на которой производится постройка судна. Спуск судна на воду осуществляется под действием его собственной массы, для чего наклонный стапель оборудуется спусковыми дорожками, по которым на салазках скользит построенное судно. Для обеспечения скольжения на спусковые дорожки наносится слой специальной спусковой насалки или салазок, которые имеют на соприкасающихся плоскостях покрытие из антифрикционных материалов (пластмасс). Различают наклонные стапели — продольные и поперечные, стапель-палубы, а также другие виды стапелей.

62ea9cafc4756_photo_2022-08-03_17-59-02.jpg

Стапель

1 (1).jpg

 

Для больших судов стапели используются только при строительстве судна. Они могут быть расположены параллельно или перпендикулярно береговой линии (или настолько близко, насколько позволяет вода и максимальная длина судна). При спуске на воду судно скользит по стапелю на путях, пока не всплывет само по себе. Процесс спуска судна на воду известен как спуск на воду и обычно является церемониальным и праздничным событием. Это точка, где судно получает официальное название. На данный момент корпус завершен, винты и связанные с ними валы установлены, но в зависимости от глубины воды, остойчивости и веса двигатели могли не быть установлены или надстройка может быть не завершена.

 

 

1 (2).jpg1 (3).jpg

При перпендикулярном стапеле судно обычно строится так, чтобы его корма была обращена к воде. Современные стапели имеют форму железобетонного мата достаточной прочности, чтобы поддерживать судно, с двумя "баррикадами", которые простираются значительно ниже уровня воды с учетом приливных колебаний. Баррикады поддерживают два пути спуска. Судно построено на временном каркасе, который устроен так, чтобы обеспечить доступ к внешнему днищу корпуса и позволить прокладывать спускные пути под всем корпусом. Когда приходит время готовиться к спуску на воду, под корпусом и на баррикадах сооружается пара стоячих путей. Поверхность этих путей смазана жиром (жир и китовый жир использовались в качестве смазки во времена парусных судов). Пара раздвижных путей размещена сверху, под корпусом, и на этих раздвижных путях установлена пусковая люлька с носовыми и кормовыми тарельками. Затем вес корпуса переносится с каркаса сборки на пусковую подставку. Предусмотрены меры для удержания судна на месте, а затем его освобождения в соответствующий момент церемонии спуска на воду. Это либо слабое звено, предназначенное для отключения по сигналу, либо механический триггер, управляемый переключателем с церемониальной платформы.

1 (4).jpg