Вопрос-ответ

1. Что такое дополнительное профессиональное образование?

 

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

 

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

 

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

                 1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
                 2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

 

 

2. Что даёт профессиональная переподготовка?

 

Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного образца.

 

 

3. Что даёт повышение квалификации?

 

Повышение квалификации дает возможность за короткое время получить новые знания, навыки и умения в рамках Вашей профессиональной деятельности. По окончании курсов повышения квалификации Вы получаете удостоверение установленного образца.

 

4. Кто может обучаться на курсах повышения квалификации?

 

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации допускаются граждане:

 

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

 

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

 

Если у Вас есть только начальное профессиональное образование, то по действующему законодательству оно приравнено к среднему профессиональному (базовый уровень). Поэтому Вы можете быть зачислены на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации и получить удостоверение о повышении квалификации.

 

 

5. Какие документы нужны для поступления?

 

Для начала обучения гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

 

диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании;

 

справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости);

 

документ, удостоверяющий личность и гражданство;

 

свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

 

Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:

 

копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему;

заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему;

 

копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.

 

заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего;

 

при смене фамилии (имени, отчества) – подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.

 

6. Какой документ я получу по окончании обучения?

 

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов Вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов Вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

 

7. Чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации?

 

Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго среднего профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в вузе, можно пройти переподготовку, что дешевле и быстрее. Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.

 

Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить повышение квалификации по профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью. Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.

 

8. Чем отличается диплом профессиональной переподготовки от второго высшего образования?

 

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определения:

 

- второе высшее образование направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (часть 1 статьи 69 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

 

- профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

 

Второе высшее образование Вы можете получить только в образовательной организации высшего образования (пункт 4 часть 2 статья 23 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), профессиональную переподготовку можно получить в любых других образовательных организациях (части 6, 10 статьи 76 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

 

9. Какими документами определяется содержание и продолжительность образовательной программы ДПО?

 

Образовательная организации самостоятельно разрабатывает и определяет содержание программы ДПО с учетом требований образовательных и профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

 

Для разработки дополнительных профессиональных программ образовательные стандарты не используются. Программы разрабатываются на основе требований заказчиков и имеющихся профессиональных стандартов.

 

10. Можно ли получить удостоверение о повышении квалификации / диплом о профессиональной переподготовке без сдачи итоговой аттестации?

 

Нет. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ всегда завершается итоговой аттестацией обучающихся. Образовательная организация самостоятельно определяет форму итоговой аттестации (зачет, экзамен, защита выпускной работы и т.п.).

 

11. Что такое «Профессиональное обучение»?

 

ст. 73. Организация профессионального обучения. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Особенностью профессионального обучения является то, что освоение данных программ не сопровождается изменением уровня образования выпускника (ч. 1 ст. 73 Закона об образовании). Иными словами, если к освоению какой-либо программы приступило лицо, имеющее основное общее образование, то после окончания этой программы уровень образования такого лица останется прежним — основное общее образование. Не случайно профессиональное обучение — это единственный вид образования, в наименовании которого слово «образование» отсутствует. Отчасти программы профессионального обучения условно можно сравнить с программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих), если из них изъять курсы, модули, дисциплины, направленные на формирование общекультурных компетенций.

Части 2—4 ст. 73 Закона об образовании выделяют следующие виды программ профессионального обучения:

·         программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (реализуются для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего);

·         программы переподготовки рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности);

·         программы повышения квалификации рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).

12. В чем сходство и различие программ профессиональной переподготовки от программ профессионального образования?

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки рабочих и служащих следует отличать от имеющих схожие наименования программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Напомним, что к освоению последних в соответствии с ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Несмотря па сходство в наименовании, это разные программы.

Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Также по данным профессиям и должностям могут устанавливаться квалификационные разряды, классы, категории. При этом спектр возможных разрядов, классов, категорий является различным для каждой профессии или должности. Так, например, по профессии «дворник» предусматривается только один квалификационный уровень, а, например, для профессии «водолаз» предусматриваются квалификационные уровни от 4 до 8.

Программы профессионального обучения могут быть освоены в различных формах получения образования и обучения, предусмотренных законодательством. Для организаций, реализующих данные образовательные программы, ч. 6 ст. 73 Закона об образовании предусматривает отдельную разновидность организации, осуществляющей образовательную деятельность, — учебный центр профессиональных квалификаций. Данный центр может быть создан либо как самостоятельное юридическое лицо, по сути, практически в любой организационно-правовой форме, в том числе и коммерческой организации, так и как структурное подразделение юридического лица.

Кроме этого, программы профессионального обучения могут реализовываться непосредственно на производстве.

 

Основные программы профессионального обучения разработаны в соответствии с имеющимися профессиональными стандартами, требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих

 

Программы профессионального обучения играют важную социальную роль, так как позволяют практически любому лицу получить профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Освоение данных программ является также доступным вариантом продолжения обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), получивших после окончания общеобразовательной организации свидетельство об обучении, не подтверждающее получение основного общего образования.

 

В целом законодательство не устанавливает требований к продолжительности программ профессионального обучения. Так, в ч. 8 ст. 73 Закона об образовании закрепляется, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).